"Такая песня может возникнуть только, когда сражаешься со своим пятидесятилетием. А Поль Сезанн [Paul Cezanne] помог мне взглянуть на это по-другому и ухватиться за идею обеими руками. До этого я никогда его не понимала. Но однажды, просматривая книгу, я вдруг наткнулась на его картину "Чёрные мраморные часы" без стрелок. Тогда стала возникать песня о старении со многими точками зрения. Райнер Мария Рильке [Rainer Maria Rilke - австрийский поэт и переводчик, один из самых влиятельных поэтов-модернистов XX века] говорил, что у Сезанна в палитре было по меньшей мере шестнадцать оттенков синего. Так всё сошлось воедино. Для меня Сезанн стал настоящим открытием и огромным источником вдохновения при создании этого альбома"
![]()
|
16 Shades of Blue – 6 – 16 оттенков синего
Хотите сказать, всё кончено, разрушено, потеряно,
И я ничего не могу с этим поделать?
Прежде чем сбросить на меня очередную словесную бомбу.
Позвольте вооружиться Сезанном и его 16-ю оттенками синего,
Пока моё сердце медленно разрывается на части,
Отключаясь от микросхем моего разума.
"Ты это переживёшь", - говорите вы,
"Со временем, со временем"
Если часы чёрные, они поглощают всё,
Кроме воспоминаний о том, как мы создали.
Эти чёрные часы
Вы говорите: "Возьми себя в руки! 50 - это хит сезона, ура!
Это твой счастливый день"
Но в моих кабелях нарастает напряжение,
Они почти перегружены, а вы отключаетесь
Если бы ваше сердце медленно рвалось на части,
Отключаясь от микросхем вашего разума,
"Мы это переживём" - вы сказали бы?
"Со временем, со временем"?
Если часы чёрные, они поглощают всё,
Кроме воспоминаний о том, как мы создали.
Эти чёрные часы
Вот и всё, с тобой покончено
Ты испортила себе жизнь, не успев её начать
Есть те, кто говорит, я уже слишком стара, чтобы выступать
Видите ли, в свои 33 года она боится потерять работу
Поскольку они слышат тиканье её часов
А в 15 лет - я говорю: в 15 - ей говорят, её будущее безнадёжно,
Поскольку следовало всё начать в 3 года
Когда её сердце медленно разрывается на части,
Отключаясь от микросхем её разума
"Она это переживёт ", - скажете вы
"Со временем, со временем".
Остановись, Отец-Время
Если часы чёрные, они поглощают всё,
Кроме воспоминаний о том, как мы создали.
Эти чёрные часы
Прежде чем сбросить на меня очередную словесную бомбу.
Позвольте вооружиться Сезанном и его 16-ю оттенками синего
{Синий - с англ. ещё обозначает "грусть". Так песню можно ещё назвать – "16 оттенков грусти"}
("На протяжении многих лет люди по всему миру дарили мне книги с картинами Поля Сезанна и советовали посидеть рядом с ним. Но я только закатывала глаза. Когда смотришь на какую-то картину, можно услышать ритмы и контрапунктические линии, и тогда я начинаю понимать чувства, которые художник хотел вызвать. Но с Сезанном я долгое время ничего не слышала. Люди говорили: "Ты не даёшь ему шанса". Наверное, да, но я просто не реагировала. Это нормально. Жизнь Сезанна не изменится, если какая-то сумасшедшая рыжая его не понимает. Это не меняет ни того, кто он такой, ни того, что представляет собой его искусство. Его искусство такое, какое есть. Всю свою жизнь я хожу на художественные выставки, чтобы слушать. Кто-то спросил: "О, так ты становишься художником?" И я подумала: "Шутишь?" Я не настолько помешана. У меня нет способностей к рисованию. Просто я как звуковой художник обращаюсь к визуальному художнику, чтобы не попасть в ловушку структуры. Слушая других музыкальных исполнителей, мне приходится быть очень осторожной и чётко осознавать, что, несмотря на вдохновение, я обязана не придерживаться той же структуры. Вот почему иногда я обращаюсь к другим медиумам и совершаю паломничество на выставку в другой стране, или собираю книги в дороге и путешествую с ними. Возможно, я понимаю их не так, как некоторые любители искусства. Но я и не притворяюсь, что понимаю и половину того, о чём они говорят - раз я этого не слышу, то для меня это не имеет смысла. А когда слышу, я всё равно не слушаю "экспертов", потому что я их не понимаю. Но, когда люди говорят об искусстве, порой это может меня увлечь.
В этом году мне исполнилось 50 лет. В 49 у меня возникли проблемы с ощущением старения. Приходится о многом задуматься. Люди, которым до 50 или больше, покидают планету. И это заставляет понять, что всё это реально. Это обычный жизненный цикл. Когда исполняется 50, чувствуешь, как уходит время, а люди воспринимает тебя как менее важную часть общества. Мало 50-летних женщин, которые пишут и поют свои песни, а также заключают крупные контракты со звукозаписывающими компаниями. Это факт. Не хочу укорять актёров, у меня много друзей в театре. Но они подтвердили бы, что основные главные роли и сюжеты созданы для людей старшего возраста. Когда вспоминаешь фантастических Мерил Стрип и Хелен Миррен, Кристин Скотт Томас, Джуди Денч, Джули Уолтерс, Сьюзан Сарандон. Женщин, которых мы любим. Для них создаются сюжеты, потому что эти женщины очень важны, и это захватывающе. Мы хотим услышать, что они готовы сказать! В музыкальной же индустрии для бардов... дело не обязательно в артистах Вегаса и танцорах, потому что это немного другой жанр. Но многие мои современники-мужчины, как считается, находятся на пике своей магической силы в 50 лет. Chili Peppers, Nine Inch Nails, ребята, которых я обожаю. Но никто не говорит, что они не должны петь о том, что их волнует. В кантри-музыке есть немного женщин за 50 с контрактами, потому что этот мир ценит рассказывание историй и зрелость. Но для женщин в поп-музыка всё не так.
Пятидесятилетним парням разрешается отращивать бороды, пивные животы и рассказывать истории с мудростью и опытом. Это считается возбуждающим для покупателей альбомов. Женщинам этого нельзя, им приходится делать это украдкой. Джордж Клуни и Джонни Депп старше меня. У мужчин есть эффект афродизиака - немного мудрости, несколько морщин, возможно, уже не идеальное тело, но они ещё в форме и обладают какой-то магической, мистической силой. Но не так уж много женщин старше 50 лет, у которых есть контакты в сфере звукозаписи, когда платят за следующий альбом.
Я не питаю иллюзий относительно того, как выгляжу. Я в порядке: для своего возраста у меня всё хорошо. Но мне не 30, и я не буду притворяться, что это так. Пока я размышляла об этом и принимала своё положение в жизни, молодые женщины рассказывали о своих переживаниях. Каким-то образом я оказываюсь в окружении разговоров. И я услышала о давлении, которое испытывают люди всех возрастов. У всех женщин возникали комплексы по поводу любого своего возраста. Я начала понимать, что девочки-подростки в борьбе за возможность стать женщинами напоминают женщин в середины своих 40 лет, пытающихся понять, какими женщинами они хотят быть, поскольку и у тех, и у тех происходят гормональные изменения,
Подросткам тяжело сдавать выпускные экзамены, большинству детей приходится выбирать профессию, когда они поступают в колледж, но в 18 лет не все знают, чем хотят заниматься. Они просто не готовы. Некоторые знают, чего хотят - дайте им золотую звезду. Им повезло. Я знала, чем хочу заниматься, но я разговаривала со многими, кому приходилось принимать решение в юном возрасте. В итоге они стали квалифицированными специалистами, но задолжали много денег по кредитам. Выпускницы двадцати с небольшим лет имеют огромные долги и не могут найти работу по специальности, поэтому хватаются за всё подряд. Они задавались вопросом: "Я потратила много денег на обучение, но не вижу будущего с навыками, за которые заплатила". У них было реальное ощущение: "я облажалась" и мысли, что они совершили ошибку, сделали неправильный выбор, и из-за этого каким-то образом сошли с пути. В Нью-Йорке одна двадцатилетняя женщина сказала, что для неё время остановилось.
Женщины тридцати с лишним лет беспокоятся о том, смогут ли завести семью, потому что не хотят упустить повышение по службе. Она хочет занять должность вице-президента в банке, но думает: "Боже, если я прямо сейчас приобщусь к чуду зачатия ребёнка, эту должность отдадут кому-то другому".
Или женщины в возрасте 40 лет, которые, возможно, боятся стареть.
Даже моя дочь Тэш, которой 12 лет, - есть 12-летние, которые думают, что уже не те, поскольку не начали что-то делать в три года. Это безумие! И женщины сами рассказывали мне об этом. С каждым днём они понемногу всё больше и больше изнашиваются, у них нет сил бороться.
Начав погружаться в это, я стала понимать, что возраст - трудный период для всех женщин, независимо, это 15-летняя девушка, которая испытывает давление при выборе карьеры на всю жизнь, или 33-летняя, которая боится, что не получит повышения, если станет известно, что она планирует завести семью. Все испытывают на себе давление в процессе взросления, старения. Я подумала, что у нас одинаковый этап, но полярные противоположности.
В конце концов, я взяла книгу по искусству и села рядом с этим французским постимпрессионистом. Перевернув очередную страницу и увидев "Чёрные часы" без стрелок, я вдруг услышала ритмы, музыку и мелодии. Глядя на часы, я стала задумываться о времени и возрасте. Я не умею рисовать, но стараюсь рисовать звуком. Увидев "Чёрные мраморные часы", я начала что-то понимать, благодаря тому, что говорили о Сезанне известные писатели: Рильке, Хемингуэй. Я слышала, что Рильке говорил, у Сезанна в палитре было 16 оттенков синего. Это игра слов. Это значит, что у каждого возраста свои проблемы. Я была очень удивлена, увидев, как люди разных возрастов борются со своими трудностями. Я поняла, что важно поговорить о том, как тикают часы, оказывая разное давление на разные типы женщин. И песня отправила меня в сумасшедшее приключение сражаться со своими проблемами, связанными с возрастом. И, хотя в то время я должна была поработать над "Метеорологом", но "16 оттенков" были написаны за пару дней. Вот так, после многих лет, когда я покупала книги Сезанна и разочаровывала многих людей, в конце концов, всё сошлось в течение сорока восьми часов.
Не знаю, понимаю ли его сейчас - я всё воспринимаю по-своему. В своё время Сезанн сказал то, что по-настоящему потрясло меня. Когда он пришёл в Лувр, то понял, что окружён техничными мастерами, но у них не было волшебства. Есть художники, которые говорят: "Послушай меня, посмотри на меня", такие самовлюблённые художники. Но в какой-то момент понимаешь, что хочешь быть частью традиции, в которой отдаёшь с энергией и напором. Как возникает движущая сила? Когда люди приходят посмотреть на тебя, а, уходя, хотят творить сами. Поэтому, когда он увидел определённых художников, которые заставили его хотеть стать лучше - он это передал мне. Он вдохновил меня на поиск "ощущения" момента. Мне потребовалось почти 50 лет, чтобы услышать его. В итоге работы Сезанна вдохновили меня на искусство. И эта песня - крик и страстное желание что-то изменить в жизни людей, для которых я её пою.
В прошлом году мама сказала мне: "Знаешь, ты неправильно это воспринимаешь. Пятьдесят - удивительное время. В 50 лет у меня всё складывалось наилучшим образом. Нужно открыться своему возрасту и быть самой собой, в которой грани всего, чему ты научилась за свою жизнь. Пока мне не исполнилось 50, я не могла собрать всё воедино. Как только поймёшь, что ты далеко за пределами среднего возраста, как только поймёшь, что смерть рядом – ты увидишь всю прелесть усвоенных уроков и почувствуешь, как они наполняют тебя".
В итоге я подумала: 50 лет – самое то! Дожить до 50 - непростая задача, но как только достигаешь этого вихраста - что занимает не один день - у тебя возникает сверхспособность прожить следующие полвека. 50 лет - переходный период для женщин; мы сами должны решать, станем ли такими, какими нас хочет видеть молодое поколение. Мы можем дольше оставаться сильными, занимаясь физическими упражнениями и правильно питаясь. В 49 я не могла знать, что 50 лет – это хит сезона. Это даёт много сил, когда позволяешь себе действительно прочувствовать всё, что несёт с собой возраст. С одной стороны тяжело осознавать, что прошла половина твоей жизни. Но нужно это прочувствовать по-настоящему... Когда понимаешь, что тебе осталось недолго на этой планете. Но это не значит, что пора списывать себя со счетов. И, как сказала моя 84-летняя мама, "Между 84 и 50 годами огромная разница. Если бы мне сейчас было 50, меня бы ничто не остановило!")