по-русски

 

"Мне эта песня дорога сердцу. Здесь одна мать разговаривает с другой. В основе всего альбома лежит история матери, которая готова прыгнуть со скалы. Думаю, эта песня – верхняя точка альбома. Она пришла ко мне не в самый удачный мой день и рассказывает о таких днях, когда не чувствуешь себя сильной, в отличие от "Не умру сегодня", где можешь сказать: "Ладно, я переживу это со своими друзьями и немного посмеюсь". Столько людей подверглось давлению, не только молодёжь и одинокие люди, но и матери. Я почувствовала, нужно написать об этом. Перемены затронули всех нас. А я просто оказалась в том месте, где эта песня протянула мне руку, и захотелось поделиться ею с другими людьми"

Hey Mrs. see, please don't jump
"Why not? Nothing is making sense anymore to me
I don't know when I stopped making him smile
Now the kids see me cry all the time"
From one mother to the other
They'll never get over this
For their lifetime all their wishes
Will be dashed upon those cliffs
So let's be strong, you and me
The night is opening
Our angels are falling
And they will warm us
She asked, "Right now? Right here?"
I'm feeling soon, soon my dear
Maybe Cali-California

As mothers we have our troubles
You'll leave them with emptiness
For their lifetime all their wishes
Will be dashed upon those cliffs
So let's be strong, you and me
The night is opening
Our angels are falling
And they will warm us
She asked, "Right now? Right here?"
I'm feeling soon, so soon my dear
Maybe Cali-California

Until then there will be
Starlight shining down
For every tear in every town

Maybe California
Maybe California (Re-arranged)

MAYBE CALIFORNIA – 6 – МОЖЕТ, КАЛИФОРНИЯ


Эй, миссис, осмотритесь, пожалуйста, не прыгайте
"Почему? Больше ничего не имеет смысла
Не знаю, когда он перестал улыбаться рядом со мной
Теперь дети всё время видят, как я плачу"
От одной матери к другой это никогда не закончится
За это время все их желания будут разбиты об эти скалы.
Так давай будем сильными - ты и я
Ночь только начинается
Наши ангелы пали, но они согревают нас
Она спросила: "Прямо сейчас? Прямо здесь?"
Я чувствую, что скоро, скоро, моя дорогая
Может, Кали-Калифорния

У нас, матерей, есть свои проблемы,
Ты оставляешь их на всю жизнь с пустотой,
Все их желания будут разбиты об эти скалы
Так давай будем сильными, ты и я
Ночь только начинается
Наши ангелы пали, но они согревают нас
Она спросила: "Прямо сейчас? Прямо здесь?"
Я чувствую, что скоро, скоро, моя дорогая
Может, Кали-Калифорния

А до тех пор пусть звёздный свет
Освещает каждую слезинку в каждом городе


{Кали - индуистская богиня смерти}

("Когда мы снимали это видео, мы знали, что эта тема не привлекает много внимания. Дошло до того, что я могла просто спеть песню Кристиану, и нам не нужно было подробно о ней говорить. В видео кажется, что я обращаюсь к другому присутствию через камеру. Это талант Кристиана. Песня была написана без визуального сопровождения, но потом всё происходило поэтапно, он просто написал мне по электронике: "Теперь у нас есть видео к этой песне".
  Я гражданка планеты Земля и городской житель. На альбоме две песни о конкретных местах: "Добро пожаловать в Англию" и "Может, Калифорния" как способ поговорить из двух стран: Англии и США, которые, несмотря на общий язык, имеют много различий.
  В июле прошлого года, когда я снова оказалась в Калифорнии, произошёл огромный писательский всплеск, который как бы катапультировал меня в другое место с другой тематикой. Сочиняя МЗ в Калифорнии, я была в самом низу пищевой цепи в Лос-Анджелесе и испытывала трудности. Та женщина в 1991 году попала туда, где не знали, как произносится её имя. Когда такое происходит, от тебя как от артиста ничего не ждут. А добиться успеха получается не всегда. Это волшебный период, когда никто не говорит о тебе ничего плохого, пока не выйдёшь на сцену. Никто не ожидает, удивишь их или подаришь что-то особенное. Ты чистый лист. Случиться может что угодно. И если возникает волшебство, у вас начинается своего рода роман между вами и СМИ. До Монтрё [Montreux – первый концерт Тори на видео] я профессионально играла c 13 лет, не перед такой большой аудиторией, а в барах. И так важно, чтобы это признали, потому что я играла не только в своей гостиной, хотя я могла бы сказать на сцене: "Я выступала в барах примерно с 13 лет". Так что мне было комфортно там за роялем, на меня не оказывалось никакого давления. Конечно, были нервы и бабочки в животе, но пресса не собиралась прихлопнуть меня на следующий день, даже если бы я плохо выступила, потому что никто не знал меня. А во второй мой визит я уже много играла перед большим количеством людей. У меня вышел успешный альбом по обе стороны Атлантики, и роман с прессой всё ещё продолжался. Но к тому времени люди уже ждут, когда ты упадёшь, к тому времени я знала об этом в 92-м. Это случается с каждым, если достаточно долго успешен. Но, работая над "Грехом", я посмотрела на свою жизнь и поняла, с тех пор прошло столько времени. Мир изменился. В моей жизни происходили такие же перемены, как и у всех. Прожив в Калифорнии много лет, я вернулась туда в прошлом году, что стало огромным поворотным моментом в моей жизни. Это подтолкнуло меня к переоценке того, где я сейчас и где была, когда писала МЗ. Тот альбом появился в особенное время, Мы только вышли из 80-х, и это было здорово. Шли годы правления Рейгана и Буша-старшего, и настало время диалога об определённых свободах, которые должны были произойти во имя будущего. Я говорю о независимости Души от авторитарности западной жизни, где патриархальные концепции ещё были живы. И всё ещё живы вместе с банкирами и прочим. Иногда музыка - хороший способ пробудить в людях чувства, которые скрыты и захвачены идеями и убеждениями. И нужно было вернуться в пространство сердца, поэтому я чувствую, что МЗ вышли в нужное время. Я осознала определённые вещи, с которыми мне больше не приходится иметь дело, вспоминая президентов и войны, а также о своей невинности в то время. Но сейчас есть вещи, о которых я тогда даже помыслить не могла, и с которыми мне пришлось столкнуться.
  На протяжении всего альбома присутствуют матери. Я мать, и для меня главное – жонглировать и находить баланс. Ко мне подходят люди. Я их не знаю. Они рассказывают свои истории. Песня возникла на основе рассказа одной матери: "Я ничего не могу сделать, чтобы исправить то, что вбило клин между нами в нашем браком. Я не могу вернуть мужу работу, его веру в себя. Я не могу уволиться с работы, потому что это единственный способ заработать хоть какие-то деньги. Мы как живые оболочки в нашем доме. И я думаю, если бы я просто ушла, стала никем, съехала бы с того обрыва, тогда им пришлось бы вернуть ему работу, потому что он стал бы родителем-одиночкой, и нашёл бы другую женщину..." Часто именно женщины сохраняют свою работу, потому что она дешевле, а многие высокооплачиваемые мужчины теряют её из-за неопытных 20-летних подростков. И вот он больше не кормилец. Его самооценка падает, потому что мы осуждаем его за это. А что происходит дома? С тех пор, как в Штатах разразился экономический кризис, возросло домашнее насилие в семье. Открылась дверь для негодования, а насилие становится их способом сказать: "Может, у тебя и осталась работа, но я покажу, у кого власть за закрытыми дверями". Если ломаются матери, тогда ломается всё. Он лишён всего, и она не может вернуть ему всё. В своих путешествиях я встречала много семей, которые были опустошены не только призраком безработицы, но и чувствами отчаяния и неадекватности. Многие женщины были в агонии, потому что не могли улучшить жизнь любимых. Власть и желанность традиционно приравниваются к успешной карьере. Мужчина определяется как добытчик, и когда он больше не успешен, то больше ничего не может и в спальне. Когда в отношениях оба не чувствуют себя сильными, потому что приравняли успех к работе, а кормильца увольняют, - эффект, который это оказывает на семью, не поддаётся описанию: отношения полностью разваливались, всё разваливалось на части. Они уходят со словами: "Что мне делать, кто я теперь?" И как менять мир после этого? Поговорим о "разделяй и властвуй" народа! Именно так работает система, в этом её разрушительность. Если вы работающая мать, а вашего партнёра увольняют, приходится переосмыслить, что такое "успех", "могущество", "добытчик", и при этом найти во всём этом свою самоценность. Сейчас время не экономического изобилия, но может оказаться изобилием духовным. Нужно пересоздать разрушение и найти другие способы, а матери - удивительные фокусницы. Но видишь, как меняется сознание, они не чувствуют, что могут воспитывать детей, не могут отдать детей в ту школу, в которую хотят, и хочешь сказать "Стоп! Прекрати, ты понимаешь, что говоришь? Столько отдавая, ты разрушаешь себя. Для того чтобы отдавать и отдавать себя без остатка, нужно брать в ответ". Вот в чём дело. И я, как мать, почувствовала, пора поговорить на эту тему. Меня поразили её слова, хотя у всех нас бывали такие безумные моменты, даже кода это нелогично, твой разум мечется, ты больше не можешь отдышаться и заходишь слишком далеко, размышляя: "Если я просто вычеркну себя из уравнения - это, может быть, и не самоубийство, - но если я продолжу вести машину и уйду из их жизни, тогда всё будет хорошо". Это бегство, но всё вроде как наладится, когда уйдёшь с пути. Потому что решения нет. Больше я никогда не видела эту женщину. Но начала по-настоящему понимать серьёзность того, что происходит, потому что это не сумасшедшие женщины. Сейчас матери доведены до предела. Это обычные женщины, доведённые до такой степени, что не могут исправить трагедии, случившиеся в их семье. В СМИ много говорят о саморазрушении при достижении определённого возраста, но когда ты якобы несёшь ответственность, тебе словно не разрешают испытывать эти чувства. Я хотела, чтобы другие женщины могли бы связаться с этой песней, чтобы не замалчивать свои чувства. Вроде нехорошо говорить об этом, в то время как обсуждаются подростковые самоубийства или самоубийства в возрасте до 20 лет. Но матерей, просто размышляющих об этом, отправят в сумасшедший дом. Мы подавляем себя и загоняем в рамки, расширяя их, чтобы найти что-то в другом месте - это идея Матери и Другого, и огромной ответственности за эти отношения, которую героиня больше не может выносить.
  Есть эгоизм, и есть битва между эгоизмом и бескорыстием. Но что такое самость? Мне потребовалось некоторое время, чтобы понять в себе мать, но в слове "мать" есть слово "другой" [mother - other]. А другой – это женщина. Если я Мать-Творец, то должно включать в себя "Другого". Я не осознавала этого до недавнего времени. Но ведь это прямо перед глазами. Тогда как слово "Женщина" включает в себя слово "Человек" ["Woman" -"Man"] - другой вид Другого. Многие матери забывают о "другом", когда говорят "женщина". Они никогда не забывают о детях, заботятся о них и стараются отдавать и отдавать остальным. Мы часто проводим всё время, думая о других и заботясь о них. Мы не тратим столько времени на размышления: "Мне нужно убедиться, что о моей женской стороне тоже заботятся и поддерживают её в живых". Но они забывают отдать своей женственности. И вот эта сторона появляется в порно-журналах, парни точно знают, о чём я говорю, потому что некоторые из них говорят: "Почему моя возлюбленная или жена не могут позволить себе наслаждаться своей страстью и красотой". Что в нас отключает это? Если только у нас нет какой-нибудь странной фантазии, что мы проститутки.... порой мы попадаем в ловушку этого представления о себе, что эротика не для матерей, что эротика - это вульгарно, а где же святость? Мы не можем дать определение греху так, как это уже сделали отцы церкви. Но мы, женщины, должны определять его иначе. Я подумала, если пересмотреть определения греха, то в это, безусловно, должны быть вовлечены матери, потому что многие из них по всему миру испытывают аналогичные трудности с восприятием идеи эротизма, когда становится не "горячо-горячо-горячо", а "брутто-брутто-брутто ", - и думаешь: "Как так получилось, что это либо прекрасная духовная вещь, которая не требует большого количества пота, либо он течёт с вас ручьём?" И в итоге у тебя куча следов от ботинок на шее. Настоящий грех в том, что мы позволяем патриархату определять грех за нас. Думаю, "Мать" в итоге принимает сексуальность, которая её приводит к этому. Иногда я думаю, величайший грех – это нетерпимость к выбору других людей, где нет сострадания и открытости, которые, как полагаешь, относятся к духовной системе веры.
  Нужно ценить свой жизненный опыт. У молодежи его нет. У них есть многое, но нет грёбаной мудрости. Это не плохо, просто не получишь морщин, не прожив жизнь. Культура ценит только точку зрения подростка, но есть и другие точки зрения. И когда ты почти готова прыгнуть со скалы, не знаю, помогут ли тебе разговоры о шопинге. И нет никакой страховочной сетки, чтобы поймать этих женщин. Мать в семье доведена до такой степени, что ничего не может дать, чтобы остановить ужасный эмоциональный рак, поразивший её семью, жизнь и всё вокруг. Женщины были настолько близки к тому, чтобы перепрыгнуть через край, мне пришлось посмотреть на собственную жизнь и задуматься - насколько мы все близки к краю? Хотелось бы думать, что немного дальше. Тогда, возможно, в тот самый день просто отправишься в путь, покинув всех, но не с помощью самоубийства, а просто уедешь навсегда в другой город. В разное время мы все попадали в такие обстоятельства по разным причинам, когда происходят огромные потрясения. И это наивысший фактор готовности расстаться со всем, что у тебя есть, потому что чувствуешь себя неспособной что-то исправить. Она была готова принести эту жертву, что тронуло меня до глубины души. Я не в первый раз слышу подобные безумные мысли. Но ведь хорошо не будет, если ты умрёшь.
  Есть устойчивая идея, что мать всегда сделает всё лучше, или жена, или ваш партнёр, или кто бы это ни был. Но во время своих путешествий я начала видеть такое молчаливое мучение. Матери – основа общества, и многие в тихом месте размышляли о самоубийстве. И я начала понимать, насколько серьёзна эта тихая трагическая проблема. Когда мать думает о самоубийстве, это значит, что общество пошатнулось в фундаменте, когда та, кто даёт жизнь, решает её лишиться. Матери всегда стараются создать домашний очаг. А эта женщина была доведена до предела, думая: "Может, так будет лучше. У меня просто больше нет ответов". Когда разрушаются матери, тогда рушится всё. Это стало для меня откровением. Во время своих путешествий я заметила, как матери очень хорошо скрывают свои чувства, но это не значит, что их не доводят. В США я соприкоснулась к последствиям кризиса, увидела отчаявшихся людей, теряющих работу, и фермеров, которые были уничтожены. Идея успешного человека, лежащая в основе западного общества, ставится под сомнение. Если человек больше не в состоянии обеспечить семью средствами к существованию, разрушается вся его система ценностей. Кризис касается не только экономики, но и всего общества. И возникает вопрос: "Что теперь делать?" Ответ – нужно создать что-то из разрушения. Это единственный способ выжить. Песня схватила меня за горло и завладела мной.
  За последние два года многое произошло. Но я бы не написала этот альбом, если бы меня не подтолкнули – по самым разным причинам. У меня есть свои мрачные мысли. Мы все можем оказаться в безвыходных ситуациях. Не хочу вдаваться в подробности, но "Калифорния" не взялась из ниоткуда. Не напишешь её, выпив с кем-то, у кого был подобный опыт, а у тебя нет. Нужно, чтобы тебя подтолкнуло к этой теме. И я думаю, если уж меня подтолкнуло к этому, то других женщин и подавно. Я столкнулась с довольно большим количеством матерей, которые были на этом месте. Одних я не знала, других знала слишком хорошо, Я просто вошла в это состояние, чтобы песня была самой собой. Столько людей приходило и уходило из моей жизни, было столько потрясений для всех по самым разным причинам. Этот экономический кризис происходит во всем мире, он затрагивает всех. Наше общепринятое определение величия - это банкиры. С чем это сравнить: честность в краже? В создании проблемы и получении вознаграждения за это? И это величие? Людям приходится искать работу в другом месте и уезжать от тебя. И такие песни созданы, показать, что авторы песен не только очарованы рассказами о борьбе подростков, преодолевающих испытания, но и о том, что костяк общества – наши заботливые матери – начинает разваливаться. Ничто не заменит объятия матери, их нельзя купить. Банкиры не смогут дать их нам, а мы их недостаточно ценим. Во время кризиса мы говорим о ценности материальных вещей, которые теряем, и о нашем образе жизни. Матери должны помнить, что без них мы больше не будем существовать на планете. Может, нас запрограммировали быть матерями определённым образом. Ты любовница в спальне и мать на игровой площадке, но в жизни, когда воспитываешь другую жизнь, твои обязанности меняются. Возможно, последний альбом помог мне разрушить определённые представления о себе, но тогда могут произойти события, которых не ожидаешь. Со всеми нами происходят вещи, из-за которых кажется, что сейчас такое время, когда на людей давят. Грань, к которой меня толкают, другой может проплыть насквозь. И наоборот.
  Это одна из тех песен, которые завладели моей жизнью и хотели быть написаны. Для того, чтобы вызвать песни в воображении и понять их, я должна через что-то пройти. Это может быть мучительно. Марк говорил: "Я тебе не завидую. Раньше я завидовал, что ты можешь написать все эти песни, умея прочувствовать и понять их". С "Калифорнией" я грустила несколько недель, потому что разрешаю матерям с желанием отстраниться от ситуации завладеть мной. У меня был опыт, который в некотором роде заставил меня понять их чувства. И порой, как хорошему композитору, нужно переступать очень опасную черту и что-то эмоционально пережить. Если вы не композитор, а просто музыкант, не обязательно это делать. Но чтобы попасть в тёмные пещеры, нужно раскопать подсознание. И порой я знаю, что Марк на другой стороне со своим мотоциклом протянет руку со словами: "Тебе нужно убираться отсюда. Запрыгивай на заднее сиденье, я забираю тебя". Все мы, матери, иногда оказываемся на грани, и нам нужна чья-то рука или какое-то высшее "я", которое протянет руку и напомнит, что больше всего на свете мы хотим быть с теми, кого любим, даже если не можем всё уладить. Если не протянешь свою руку и не возьмёшься за правильную руку в нужный момент, можешь спрыгнуть с обрыва. Думаю, это самое тяжелое, когда мы не можем всё уладить, не можем вернуть мужу его работу или не можем избавить от боли. Но истина в том, что как матери мы незаменимы. Никто не может занять наше место.
  Я почувствовала, что нужно это передать друг другу, потому что порой мы страдаем молча и держим свои неудачи при себе. Я обычно так делаю. В прошлом году было несколько мрачных периодов. Но мы, матери, не одиноки. Все мы должны переосмыслить себя и вспомнить, что успех иногда заключается в способности пережить бурные времена и быть безопасной гаванью во время шторма. И в песне что-то приближается к ней на краю обрыва. Это может быть часть неё самой, или иная сила. А, может, другая женщина походит к нашей героине, испытывая почти те же чувства, как если бы её тоже тянуло покончить с собой. Или это часть неё самой, которую она пытается найти в себе. Боже, просто иногда так складываются обстоятельства, что кто-то хватает тебя за руку и напоминает, что на Земле тебе дано только то, с чем ты можешь справиться. Если она не найдёт спасения либо она преодолеет себя, либо ей поможет другая мать, которой знакома эта ситуация, и она отговорит её и научит разрушительным последствиям такого поступка. Это или дух, или она сама. Или она действительно прыгнет с того обрыва. Развязка предоставлена слушателю")

"