![]()
![]() |
Ruby through the Looking-Glass – Рубин в Зазеркалье
Чувствую, как маленькая ручка повернулась внутри меня.
Как ты думаешь, слышны ли ей наши ссоры?
Вырываешь меня с корнем.
Я не позволю тебе сделать с ней то, что ты сделал со мной,
Когда я говорила, что хотела всего этого.
Неужели не каждая женщина хочет всего этого?
Бегая по дому с криками, девушка на нервах.
Ты всегда могла бы выставлять её напоказ,
Крещённую огнём. И каждая доля ритма в такте
Поёт ей гимны.
Чувствую её пинок изнутри,
Когда я сказала, что хотела всего этого.
Неужели не каждая женщина хочет всего этого?
А как мужчина – что ты думаешь?
Неужели не каждый парень курит в слезах?
Ты почти смог заглушить её водопад.
Ты почти смог заглушить мой водопад.
В Зазеркалье Рубин видит то, что в тебе, и то, что во мне.
Она не хочет быть просто маленьким огоньком,
Поворачивающим ключ.
То, что я упустила, она унесёт с собой.
Когда я сказала, что хотела всего этого -
Неужели не каждая женщина хочет всего этого?
А как мужчина – что ты скажешь?
Неужели не каждый парень курит до слёз?
Чувствую, как поворачивается маленькая ручка,
Поворачивающая Рубин.
{Рубин (Руби) - женское имя}
("Когда я была маленькой, песни стали тем местом, куда определённые люди в моей жизни, не называя имён, не могли войти. Они сидели рядом, читая газету или Библию, а я создавала структуры миров. В любой музыке есть точка входа. Окно. В некоторые мне легче проникнуть. В другие сложнее. Но для меня это всегда было так. Создаёшь ландшафт, не всегда безопасный. Да, не всё так просто. У людей свои переживания, но я стараюсь быть верной контексту, словно снова и снова смотришь знакомый фильм, а я пытаюсь перевести его в музыкальную форму. Думаю, у многих людей были свои переживания в утробе матери. Они слышат какие-то истории и, возможно, начинают что-то чувствовать, зная ситуацию своих родителей. А беременные вспоминают, что были в ссоре, и удивляются этим воспоминаниям. Когда я была беременна, произошла некая конфронтация, я проанализировала её и сказала: "О, это довольно жестоко". Вы бы точно поняли, о чём я говорю, но я не буду много раскрывать. В общем, тогда я вроде как решила, что, может, мне немного изменить ситуацию, и написала песню. Но потом, прослушав её, она мне показалась ужасной.
"Выбрось её!" Потом случайно я нашла её, я искала что-то другое, и, вновь услышав эту песню, она потребовала, чтобы её история была рассказана. Исполняя её, возвращается тот день. Всё говорит о нём. Я поняла, что смогу справиться, я в порядке, Тэш в порядке, но был момент, когда возникли сомнения и страх. Я тогда ещё не закончила её, потому что физически переживаю гипервентиляцию того дня. Музыка ведь может вернуть вас в какое-то физическое состояние. На протяжении всей истории музыка использовалась в ритуалах, чтобы ввести человека в изменённые состояния, создавая трансцендентность или чтобы вернуть человека в прошлое. Когда имеешь ребёнка там, где в меня раньше вторгались - выбивается всё, что бездействовало. Когда становишься китом, выброшенным на берег, а она пинается со всех сторон, в итоге она всё вытолкнула. И её нахождение у меня внутри было согласованным вторжением. У нас есть время, когда мы рассказываем истории, это центр наших отношений. Мы садимся и придумываем разные вещи. Как будто кладём руки на радиатор в холодной комнате. Она говорит: "Сыграй мне песню, мамочка". И я включаю радио.
Думаю, я даже не подозревала, какое влияние на меня окажет рождение дочери. Материнство исцелило меня. Несколько ночей каждую неделю, после инцидента в Лос-Анджелесе, мне снились кошмары. Когда кто-то входил в комнату, я думала, он причинит мне вред. Это всегда был вопрос жизни и смерти - часто я умирала. Но я работала с одним английским психотерапевтом, и, забеременев, я стала сопротивляться, потому что не хотела быть несчастной матерью. В материнстве дело уже касается не только тебя. Речь о том, сможешь ли занять место, передать факел и ответить на правильные вопросы, чтобы создать мир, который не будет унижать мою дочь. Руби в зародыше слышит, как мама пытается защитить её в матке, и ясно, что сама мама в драке. Матери приходится не только защищать себя, но, обращаясь к определённым вещам, сделанные с нею в детстве, она принимает решение. Не смотря на все издержки, она даёт Руби обет быть сознательной матерью и обещает иной способ общения вместо драки. Я пообещала показать ей различные системы веры и убеждения, чтобы она могла принять собственное решение. Мне не дали такой возможности. Меня учили только христианскому пути, что их Бог - единственный настоящий Бог, что на самом деле довольно высокомерно. Когда я была беременна своей дочерью, я почувствовала, мне нужно что-то изменить, чтобы моя дочь не приняла на себя мои повреждения, которые
у меня возникли во время взросления. Мой ущерб не от христианства, а от того, как оно незаконно завладело моим мышлением. Когда кто-то начинает брать власть над тобой и твоей душой, когда пытаются заставить тебя сомневаться в себе или потерять голос, заставить молчать, начинаешь терять суть себя. Я часто вижу это не только в христианской церкви, но и в любой организованной религии. И в традиции индейцев есть пожирание.
Как-то вечером несколько индианок племени навахо из Феникса, штат Аризона, приехали к нам в гости. Они прошли за кулисы и выкурили с нами свою хожо нату [Hozho Natooh – (на инд.) Хожо обозначает космическое единение времени, человека, природы, пространства во взаимосвязи друг с другом] – этот священный табак был с нежностью собран их дедушками и бабушками. Скажу сразу, это не были наркотики. Их табак не содержит никотина, они выращивают его в соответствии со своими духовными убеждениями. Они сидели в моей раздевалке, и люди заходили, чтобы покурить с ними. Женщина курила в течение двух часов. Она выпустила вокруг нас дым и заговорила на своём языке, а затем каждого благословила по-английски. Это было довольно трогательно. Она не просто развлекалась, это её жизнь. Когда женщина дине (навахо) из табачного клана заговорила со мной, то завернула священный табак в лист кукурузы и начала свою песнь, свою молитву. Сначала она говорила о том, что относилось лично ко мне, потом начала плести песню на своём древнем языке. Я получила это благословение с ощущением, что надо мной произвели перенастройку (как у фортепиано), чтобы та земля сыграла на мне. Когда в конце мы собрались в круг, в то время как она пела на языке своего клана, Наташа увидела всё это и тоже захотела получить благословение. Она настойчиво прорвалась внутрь и встала перед этой шаманкой. Я сказала (извиняющимся, но твёрдым тоном): "Тэш, дорогая, это дым, тебе не нужно его вдыхать". Она сказала (осторожно): "Я понимаю, мама, но всё будет хорошо". Она похлопала меня по руке и подошла к женщине. У меня перехватило дыхание, мне показалось, они понимают друг друга – одна, которой два с половиной, и другая – женщина, поющая на дине [Dineh – язык навахо]. Дым окружил Тэш, у меня перехватило дыхание, но я не помешала, когда она задвигала в ритме своим маленьким телом. Словно чья-то рука твёрдо держала меня. Женщина дине быстро окутала Тэш дымом (мне показалось, кругов было семь). Я подумала о "семени жизни" Мандале – древней форме, созданной шестью кругами, где седьмой круг не взаимосвязан с шестью. Священная геометрия. Ощутила присутствие Папули. Затем поняла, Тэш выбрала
своё Крещение. Её душа выбрала. Изначально она не была включена мною в круг, она сама сделала выбор быть включённой в него, когда мы сидели, держась за руки. Мы обступили её, когда она присоединилась к нам, обёрнутая в хожо нату и песню дине. В этй песне речь идёт о "крещении огнём и каждым ритмом в такте". Что ж, с Тэш действительно так и произошло, но любящим огнём; также её крестили песней истинной матери дине, Женщины Перемен [Эстсанатлеи – богиня американских индейцев], создательницей дине (народа) и времён года. Тэш ни разу не покашляла и получила своё благословение. Что сказала ей женщина? Не знаю. Думаю, это было что-то очень личное между ней и Тэш. В Аризоне я почувствовала, что эта земля навахо и хопи священна. Там я чувствую себя в безопасности, не то что в больших городах вроде Лондона или Нью-Йорка.
Когда Тэш появилась в моей жизни - словно включили свет. Её появление заставило меня взглянуть и подвергнуть сомнению те решения, которые сейчас принимаются. Мир так мал. Мы оставим его наши детям. У каждого поколения своё время. Сейчас наше время. Мы должны в нём присутствовать. Сейчас не время сидеть, смотреть на луну и гадать, кто я, что я чувствую. Мне тогда было за двадцать. Я сидела в кустах и разговаривала с растениями. Но теперь то, что мы оставим своим детям, решают не только наши вожди. Нужно понять эту силу. Мы принимаем решения о том, как будет поделена эта земля.
Сейчас Тэш ещё достаточно мала, поэтому может ездить с нами. Но скоро она повзрослеет. В сентябре она пойдёт в школу, и тогда будет нехорошо прыгать с места на место. Так что гастрольный темп мне придётся как-то сбавить. Она хочет танцевать, хочет научиться читать, начнёт заниматься балетом, брать уроки игры на барабанах и на фортепиано. Живя в Корнуолле, я заказываю японский чай из Лос-Анджелеса, а муж покупает мне книги через интернет. И я не могу найти того, кто мог бы научить Тэш методу Судзуки [методика музыкального развития детей]. Я тут его попробовала, но, честно говоря, мне не очень комфортно в этой роли учителя. В период от трёх до семи лет её чувства наиболее открыты, и я не хотела заставлять её ждать, когда музыкальная школа будет рядом. Я начала играть в два с половиной года, но Тэш в этом возрасте ещё не играла, как сейчас. Она уже начала общаться с помощью песни. Она много поёт для меня, придумывая всякие штуки. Но независимо от того, станет она инструменталисткой или нет, ей полезно войти в контакт с этим. Словно изучаешь новый язык. Когда мне приходится учить Наташу фортепиано, я надеваю парик и называю себя мисс Хани, или превращаюсь в мисс Пэрис и учу её сама. Может, это могла бы стать моей альтернативной карьерой? (смеётся) Единственный способ заставить её брать уроки - притвориться кем-то другим. Однажды она похлопала меня по коленке и сказала: "Мисс Пэрис, а вы могли бы научить мою маму играть на фортепиано?" Удивительно, когда я без парика, она не видит во мне эту мисс.
Какое-то время мы не сможем гастролировать, по крайней мере до 2005 года. Занятия балетом начинаются в сентябре, так что время идёт. Мы договорились, что я закончу гастроли к её дню рождения. Её день рождения 5 сентября, а последний концерт - 4 сентября. Я не скажу, что не тяну до последнего, но всё закончу прежде, чем превратиться в тыкву")